В феврале 2011 года учёные нашей страны столкнулись с тем, что отныне покупку любых приборов, реактивов и расходных материалов, вне зависимости от их стоимости, нужно планировать на несколько месяцев вперёд. Причиной было принятие номенклатуры товаров, которая в совокупности с Федеральным законом №94 (94-ФЗ) привела к необходимости осуществлять расходование всех без исключения бюджетных и внебюджетных средств (в том числе грантов, выигранных по конкурсам и предоставляемых в форме субсидий; денег частных фирм, международных организаций и т.д.) через процедуру тендеров. Эта ситуация наглядно показала, что чиновники, которые принимали эти решения, напрочь лишены представления о том, как устроен поисковый исследовательский процесс. Явно избыточный контроль за расходованием внебюджетных средств (ведь выполнение научных контрактов и договоров по грантам и так контролируется организациями, дающими на них деньги!) тем не менее нисколько не мешает нечистым на руку псевдоучёным на пару с чиновниками "распиливать" бюджетные деньги - зато честные исследователи окончательно лишаются возможности делать конкурентоспособную науку. В то время как наши коллеги в других странах получают нужный им реактив максимум через 2-3 дня после заказа, у нас процедура покупки занимает теперь несколько месяцев.
Как и ожидалось, на практике всё это привело к тому, что в конце лета (когда деньги по грантам наконец-то поступили на счета научных организаций) в отделах закупок крупных вузов и институтов РАН образовались огромные очереди из заказов. Они парализовали работу этих отделов и привели к фактической невозможности купить необходимые для проведения экспериментов товары. Научная деятельность оказалась парализованной. Несмотря на крики учёных о помощи (на которые власть в итоге обратила-таки внимание) и даже попытки частичного решения проблемы (подробнее см. www.science94.narod.ru), в большинстве научных организаций ситуация так и осталась критической.

Этот пример наглядно показывает некомпетентность правительственных чиновников, которые произносят с высоких трибун лозунги о предстоящих грандиозных технологических прорывах и ожидают построения в нашей стране инновационной экономики   и при этом одновременно делают всё, чтобы заниматься наукой в России стало невозможно. Однако ещё более наглядно демонстрируют их безразличие и некомпетентность те решения, которые принимаются в сфере организации финансирования науки.
Понятно, что в условиях мирового финансового кризиса и спада в российской экономике сложно ожидать от правительства увеличения финансовых вливаний в отечественную науку. Можно допустить, что, несмотря на все разговоры о необходимости строить "экономику знаний", на деле те 300 млрд. рублей, которые запланированы в бюджете 2012 года на науку - это всё, на что способнен бюджет. Однако и 300 млрд. руб. это совсем не малые  средства, если расходовать их с умом. К сожалению, политика правительства в сфере распределения этих денег далека от разумной. Напротив, в настоящее время в этом вопросе творится настоящий беспредел. Вместо того, чтобы проводить распределение средств по принятым во всём мире правилам - путём проведения адекватных, прозрачных конкурсов с оценкой заявок и отчётов по научным критериям - Минобрнауки постоянно придумывает всё новые и новые способы, как распихивать казённые деньги по карманам чиновников и примкнувших к ним "научных функционеров". Сумасшедшие суммы контрактов на более чем сомнительные "прогнозы развития", миллиардные вливания в псевдонаучные проекты типа фильтров Петрика или "космической гравицапы", беспардонное лоббирование своих интересов "приближёнными к кормушке" "научными тяжеловесами", для которых при получении денег административный ресурс давно заменил профессиональную квалификацию всё это на фоне ничтожного и постоянно сокращающегося финансирования немногих оставшихся в стране активно работающих научных групп вызывает у учёных справедливое негодование. Для любого современного исследователя очевидно, что наука делается не в дирекциях и ректоратах, а в небольших научных группах, которые и надо непосредственно финансировать. Раздача денег "крупными кусками" с последующим распределением по иерархическому принципу приводит к заведомо неэффективному расходованию государственных средств.

Мировой опыт показывает, что самой эффективной формой финансирования науки является грантовая система, в которой деньги делятся между непосредственными исполнителями проектов (т.е. небольшими научными группами уровня лабораторий и ниже, которые являются "рабочими лошадками" современной науки), причём к оценке заявок привлекается многочисленный корпус квалифицированных анонимных экспертов, а об успешности проекта судят по его научным результатам (уровень публикаций, патентов). Всё это делает ненужной избыточную конкурсную документацию (которая для конкурсов Минобрнауки сейчас занимает сотни страниц). Снимается проблема абсурдного увязывания работы одной группы с работой всей организации (сейчас на конкурсы Минобрнауки нельзя подать больше одной заявки от организации, а расходование средств одной научной группы увязано с покупками, осуществляемыми другими группами из той же организации).
В нашей стране также есть положительный опыт такого рода грантовой системы: федеральные научные фонды (РФФИ, РГНФ), Президентские гранты и гранты Правительства ("мегагранты"). Наиболее многочисленными и популярными среди учёных являются гранты РФФИ, на которые проводят свои исследования тысячи научных групп в вузах и академических институтах по всей стране. Эта система распределения средств показала свою эффективность: почти в каждой научной статье есть упоминание о поддержке грантом РФФИ, у истоков почти каждой инновационной разработки – проект, когда-то поддержанный РФФИ, а по параметру "стоимость одной статьи" гранты РФФИ в несколько  раз более эффективны, чем все остальные способы финансирования отечественной науки – и это несмотря на скромные размеры грантов (средний размер гранта РФФИ – около 360.000, сравните с многомиллионными контрактами, заключаемыми по некоторым конкурсам Минобрнауки) и на постоянную уменьшающуюся долю РФФИ в общих затратах государства на науку. Эффективность грантов РФФИ неоднократно признавалась не только учёными, но и высокопоставленными чиновниками. Тем не менее, доля
РФФИ в затратах на науку год от года сокращается (в 2011 году она составила 2.6%), в 2010 году бюджет РФФИ был сокращён в абсолютных значениях, и каждый год встаёт вопрос о ещё большем его сокращении. Эта ситуация не может не вызвать возмущения.

В связи со всем вышесказанным, на митинге 13 октября мы собираемся потребовать от правительства:

1. Безотлагательного (в течение двух недель!) решения вопроса о бесконкурсном расходовании средств грантов, научных госконтрактов и хоздоговоров (т.е. денег, распределение которых производится по конкурсу; мы НЕ выступаем против 94-ФЗ в целом! - подробнее см. на странице с "Информацией");
2. Значительного (в разы!) увеличения бюджета государственных научных фондов (РФФИ и РГНФ) уже в 2012 году, при увеличении прозрачности экспертизы проектов.


Особенностью этой акции будет то, что под лозунгом «Дайте учёным работать!» на митинг придут представители нескольких организаций и неформальных объединений учёных: профсоюза РАН, инициативной группы молодых учёных, инициативной группы студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, Совета молодых учёных РАН. Эта консолидация должна показать властям, что учёные способны объединиться и отстаивать свои права сообща. На акцию рекомендуется захватить белые халаты как символ принадлежности к научному сообществу.

<Опубликовано также в "Троицкий вариант - Наука" (N89)>

Дополнительные материалы по теме можно найти в следующих публикациях:

Последний шанс ("Троицкий вариант - Наука")
Статья в "Коммерсантъ.Деньги" об абсурдности организации финансирования науки
Российской науке не выжить, если не менять механизмы финансирования научных конкурсов - на STRF.ru
Молодые учёные против применения 94-ФЗ к научным конкурсам и расходованию средств научных  грантов
Мнение "мегагрантника" о российской системе закупок
Вадим Говорун: "Биотеху нужны мыши, а не бюрократия"
Серия статей о проблемах финансирования на Gazeta.ru
Статьи по теме в блоге ИВАНА СТЕРЛИГОВА на STRF.ru
ФЦП "Кадры" - от плохого к худшему
ФЦП "Кадры" - числом поболее, ценою подешевле
Публикации по теме в блоге АЛЕКСЕЯ АГРАНОВСКОГО: "Тут всё и закончилось!"
ЦЕЛЫЙ НОМЕР ГАЗЕТЫ "Троицкий вариант - Наука", посвящённый теме 94-ФЗ в науке
Статья в Gazeta.ru о ситуации с бюджетом РФФИ
Ещё о "героях" из Минфина, отвечающих за финансовую политику государства в научной сфере



Hosted by uCoz